Top.Mail.Ru
Роботизация процессов. День 3
Расширяем возможности
Расскажем, как расширять возможности роботизации. Какие существуют критерии для отбора процессов, подходящих для RPA. Создадим робота, который взаимодействует с десктопом
Что вас ждет сегодня:
  • Разберем кейс
    Изучим кейс ПАО «Группы Черкизово» и узнаем, как роботы проводят процесс сверки внутригрупповых оборотов при большом объеме документов в двух учетных системах
  • Изучим теорию и выполним практическое задание
    Узнаем, как робот взаимодействует с десктопными приложениями и какие технологии позволяют расширить возможности RPA. Разберем критерии отбора процессов для роботизации.
  • Пообщаемся в эфире
    В эфире — разбор кейса дня и теории с экспертами. Ищите запись в материалах дня
  • Обсудим день в чате PIX Триатлона
    Переходите в сообщество PIX RPA, чтобы задать свои вопросы и пообщаться с другими участниками
Как роботы сверяют внутригрупповые обороты в «Группе Черкизово»

Кирилл Букин, Руководитель отдела разработки ПАО «Группа Черкизово»

«Черкизово» — это крупнейший производитель мясной продукции в России. Компания входит в тройку лидеров на рынках куриного мяса, мяса индейки и продуктов мясопереработки. Группа включает в себя 16 птицеводческих комплексов, 20 свинокомплексов, 14 мясоперерабатывающих предприятий, а также 12 комбикормовых заводов и около 300 тысяч га сельскохозяйственных земель.
В «Группу Черкизово» входят множество юрлиц и тысячи сотрудников, соответственно, компания сталкивается с большим объемом рутинных задач: сверка документов, предоставление доступов, формирование справок и прочее. В компании роботизировано порядка 40 различных процессов — от небольших до более серьезных, таких как интеграция между различными системами.
В целом, мы используем роботов для автоматизации рутинных операций, а также в сложных интеграциях между системами (например, это legacy-системы и SAP, разработка которых стоит очень дорого). В таких системах дешевле, проще и быстрее реализовать робота, который будет выступать посредником в интеграции. И надо сказать, что для такого рода интеграции найти замену роботам очень сложно. Они позволяют реализовать прямую автоматизацию в рамках систем для работы пользователей.
Еще в конце 2018 года руководство одного из юридических лиц — «Черкизово — Объединенный Центр Обслуживания» (ОЦО) — обратилось с инициативой проведения автоматизации с использованием роботизации процессов. Использование RPA как дополнительного инструмента показалось привлекательным, и было выбрано несколько трудозатратных рутинных процессов для тестирования технологии.

Сегодня в компании сформирован Центр компетенций RPA (ЦК), где есть представители ОЦО – специалисты, которые могут грамотно составить ТЗ на создание программных роботов, - и ИТ-команды из 5 человек, которые занимаются непосредственной разработкой и поддержкой роботов. Именно ЦК оценивает перспективность задач по роботизации и планирует внедрение роботов на год вперед.
Можно сказать, что роботы у нас рекламируют сами себя. После роботизации пилотных процессов развитие роботов в ОЦО и других функциональных направлениях шло практически параллельно. На сегодня около 60% всех роботов решают задачи ОЦО, оставшиеся 40% «трудятся» на отделы ИТ, HR, юридический, договорной и т.д.
Роботизация процесса сверки внутригрупповых оборотов (ВГО) в «Черкизово»
Одним из процессов стала сверка внутригрупповых оборотов (ВГО) между компаниями холдинга. Роботизация этого процесса сразу показала результаты. Робот «трудится» в компании уже более пяти лет, затраты на его разработку уже многократно окупились, и сегодня это самый эффективный робот. Рассказываем о нем подробнее.
Задача
Сверка внутригрупповых оборотов между компаниями холдинга
Предпосылки к роботизации процесса
В «Группу Черкизово» входит множество юрлиц, порядка 47 организаций – те юрлица, между которыми нужно производить сверку документов. Как следствие – большой объем документов, который необходимо обрабатывать ежедневно. Кроме того, юрлица исторически используют разные учетные системы: 1С и SAP.
Много юридических лиц
Большой объем документов
Разные учетные системы: 1С и SAP
Регулярная ручная сверка
Процесс регулярной ручной сверки ВГО проводили раз в месяц перед закрытием периода группой сотрудников ОЦО. Процесс был довольно длительным и скрупулезным, коллеги проводили сверку в течение 1 недели.
Что делает робот
Робот по определенным алгоритмам выгружает данные из различных учетных систем и проводит попарную сверку документов между собой, включая такие критерии как: номера документов, входящие/исходящие номера счет-фактур, суммы и пр.
Схема процесса
Результат
Сверка проводится роботом каждый день, в том числе в выходные и праздничные дни. Результат сверки отправляется ответственным сотрудникам за 2 часа до начала рабочего дня.
Экономические эффекты от роботизации
  • 4 FTE в год

    эффективность робота

Запись эфира
  • Кирилл Букин
    Руководитель отдела разработки, ПАО «Группа Черкизово»
  • Константин Жук
    Руководитель направления моделирования и автоматизации бизнес-процессов, ФОРК ИТ
Переходим к теории!
Расширяем возможности роботизации

На прошлых уроках вы узнали, что роботы могут работать с офисными программами, браузерами, почтой и другими системами. Но на что еще они способны и как мы можем расширять их возможности для повышения эффективности роботизации или реализации более сложных задач?

1. Взаимодействиями с любыми приложениями через UI

Роботы могут взаимодействовать практически с любыми программами, даже если в студии нет специальных активностей для работы с ними. Как? Благодаря работе с UI-элементами!
Graphical user interface (GUI) – это графический интерфейс пользователя.
Так называется внешний вид программы — то, что видит пользователь и с чем он может взаимодействовать. Например, компоненты графического интерфейса: ярлыки, окна, кнопки и так далее.
Соответственно, UI-элементы – это любые элементы интерфейса пользователя. И цифровой сотрудник может использовать их идентично тому, как это делает человек.

В студии активности для работы с элементами интерфейса находятся в папке Desktop.
Одна из основных активностей – это активность «Найти UI-элементы на экране». Эта активность очень похожа на активность «Найти веб-элементы», которую мы использовали в роботе вчера, любой элемент на экране можно найти с помощью селектора xpath и запомнить.
Другие активности позволяют получать информацию из ui-элементов: считывать текст, получать координаты, проверять наличие элемента на экране, и многое другое.
Есть активности для работы с базовыми элементами интерфейса: сворачивать и перемещать окна, пролистывать их содержимое:

А для манипуляции с UI-элементами робот использует те же инструменты, что и обычный сотрудник: мышь и клавиатуру.
Робот может совершать любые действия: перемещать курсор, кликать, впечатывать текст, и даже нажимать любые комбинации горячих клавиш!
Важно!

Во время выполнения активностей разделов "Мышь" и "Клавиатура" управление у пользователя отнимается. Например, не получится использовать мышь параллельно с выполнением команды "Навести курсор мыши на UI-элемент"

2. Интеллектуальная обработка документов

Современные компании сталкиваются с огромным количеством документов и данных. Ручная обработка информации занимает очень много времени. При этом не удается избежать человеческого фактора и ошибок, что особенно важно в сферах с высокими требованиями к точности. Так что же такое интеллектуальная обработка документов?

Интеллектуальная обработка документов – механизм, предоставляющий возможность без привлечения высококвалифицированных специалистов настроить полноценный конвейер распознавания большого массива документов

Компоненты интеллектуальной обработки документов

Предобработка документов
Удаление шумов, коррекция перспективы и выравнивание
Классификация документов
Определение типа документа, страниц, секций, таблиц и их границ
Извлечение данных
Получение пар Ключ-Значение
OCR + ML & NLP
Проверка данных
Нечеткая логика, RegExp, правила
Контроль человеком
Human-in-the-loop (обучение с учителем). Проверка наличия подписей, печатей, рукописных текстов
Такой функционал в продукте PIX RPA называется PIX IDP (Intelligent Document Processing)

3. Создание чат-ботов в Telegram

В студии есть ряд активностей, которые позволяют взаимодействовать с ботом Telegram. Можно получать и отправлять текстовые сообщения, фото файлы и контакты.

4. Применение искусственного интеллекта

Бытует мнение, что роботизации подлежат только простые задачи. Но можно ли сделать роботов умнее? Да, с помощью специальных активностей по машинному обучению и работе с моделями GPT.

В PIX Studio есть встроенные модули для применения искусственного интеллекта, которые можно использовать без специальных навыков работы с нейросетями.

Критерии процессов подходящих для RPA

В предыдущих днях мы касались темы выбора процессов для роботизации на примере кейсов «Банка Уралсиб», «Московской Биржи» и «Группы Черкизово». Сегодня подробнее поговорим о том, как отобрать наиболее подходящие процессы для роботизации. Для этого существует несколько критериев.

Часто повторяющиеся процессы
Процессы, основанные на правилах
Процессы с небольшим процентом исключений
Стабильные процессы приложения
  • Повторение. Если процесс является редким, то он вряд ли может являться кандидатом для роботизации.
  • Стабильность. Процесс должен быть стабильным. Также он должен быть устоявшимся, не предполагать модернизаций в ближайшем будущем.
  • Исключения. Процент исключений должен быть небольшим.
  • Формальные правила. Роботы работают преимущественно с теми процессами, которые можно описать формальными правилами. Но процесс может включать в себя и неформальные принятия решений, робот принять такое решение не сможет - здесь к процессу должен подключиться человек. То есть мы можем комбинировать роботизацию с ручным принятием решений.
  • Наличие в проработке у другой команды. Важно проверить, не находится ли процесс в проработке у другой команды, или же в бэклоге у нее на ближайшее время.
Но на самом деле, основной критерий, по которому очень легко определить, где есть процессы для автоматизации достаточно прост – нужно искать, там, где «болит». Если вы знаете, что в каком-то отделе или проекте постоянно возникают разные проблемы (например, постоянно не хватает сотрудников), то скорее всего, процессы для роботизации нужно искать именно там.

Если вы хотите больше узнать про отбор процессов для роботизации, как их оценивать и приоритизировать, то мы рекомендуем вам ознакомиться с курсом «Основы анализа процесса в RPA» в Академии PIX.

Переходим к практике

Сегодня мы соберем второго робота для взаимодействия с CRM-системой. Учебная программа для этого скрипта "PIX Demo CRM" была установлена на ваш компьютер вместе с PIX Studio, ярлык вы найдете на рабочем столе.

1
Извлечь из excel-документа данные пользователей
2
Открыть программу PIX CRM
3
Внести данные пользователей в программу и закрыть программу
Задание
Ваше задание – самостоятельно собрать робота из сегодняшнего кейса. Вы можете использовать свои файлы, или предоставленные нами. А также проверить себя с помощью готового скрипта.
Напоминаем, что если вы хотите узнать больше о разработке роботов или назначении разных активностей Студии – вы можете пройти бесплатный Базовый курс RPA Разработчика в Академии PIX, или прочитать об этом в Базе Знаний PIX.
Полезные ссылки и материалы
Здесь собрана техническая документация по продукту PIX RPA
Проходите бесплатные курсы в PIX Академии, если хочется узнать больше информации о продукте
Большое комьюнити RPA-разработчиков, в котором можно общаться и задавать вопросы по продукту
Если остались вопросы
Продолжим обсуждение в Telegram-сообществе PIX RPA! Там вы сможете задать любой вопрос о заданиях или платформе. А еще — в сообществе мы обмениваемся опытом, публикуем новости о развитии продукта и интересные факты на тему процессного управления.